Главным инструментом певца является голос. Его звучание – ключевой фактор оценки и признания вокальных данных человека. Занятия пением всегда начинаются с определения диапазона и тембра голоса исполнителя. Это необходимо, чтобы понять, в каком направлении стоит развиваться, чтобы добиться максимальных результатов.
Каждый из нас от рождения наделен уникальными природными данными. Певческие способности зависят от строения связок: кому-то проще работать с высокими нотами, другие прекрасно берут низкие октавы. Поэтому определение тембра и диапазона голоса станет отправной точкой в развитии вокальных способностей.
Диапазон – некое количество нот, начиная снизу вверх, которые исполнитель может пропеть без напряжения связок, усилий, дискомфортных ощущений. Обычно показатель составляет 1,5-2 октавы, однако в любом правиле есть исключения. Да и диапазон можно расширить, если регулярно заниматься.
Но не всегда работа над расширением диапазона необходима. Интересно, что многие современные поп-исполнители прекрасно обходятся диапазоном в одну, максимум полторы октавы. Использование двух и более октав в поп-музыке – большая редкость, не каждый популярный певец может похвастаться такими вокальными данными.
Диапазон голоса оперных певцов обычно составляет две октавы. Ничего удивительного, ведь вокалисты оперы сначала определяют тембр голоса, а потом работают над совершенствованием природных данных в наиболее комфортном диапазоне.
Основная цель – обезопасить пение. Попытки выйти за рамки вокальных возможностей чреваты повреждением связочного аппарата. Вторая причина – подбор наиболее подходящего для тесситуры исполнителя репертуара, максимально раскрывающего всю прелесть и красоту вокала.
Перед определением диапазона нужно разобраться с понятием «октава». Это расстояние между двумя одинаковыми нотами, но в разных регистрах: например, от «ре» до «ре», от «ми» до «ми». Целая октава включает 8 нот, дополнительно 6 полутонов – диезы и бемоли, применение которых зависит от конкретной тональности. Клавиатура пианино включает 9 октав. Самая нижняя – субконтроктава, верхняя – пятая.
Большинство женщин разговаривает тембром первой октавы, еще именуемой модальная. В диапазоне первой октавы девушки общаются, издают звуки, шепчут. Это наиболее комфортный регистр для женского связочного аппарата. Мужчинам свойственен более низкий тембр, соответствующей звучанию малой октавы. Именно в этих тонах представители разных полов чаще всего издают звуки, не нагружая голосовые связки.
Самый надежный способ узнать свой тембр голоса – обратиться к специалисту. Это очень важно: связочный аппарат начинающего исполнителя недостаточно развит. Порой определить тип голоса сложно даже профессионалу. На начальном этапе нужно хотя бы приблизительно оценить тембр и в дальнейшем выполнять специально подобранные упражнения, которые помогут вокальным данным раскрыться во всей красе.
Если возможности обратиться к преподавателю или фониатру нет, не спешите расстраиваться. Узнать, какой у вас тембр, можно самостоятельно, используя нескольких простых способов. Сначала давайте разберемся, какие бывают типы голоса, чем они отличаются. Для удобства распределим существующие тембры на мужские и женские.
Лучано Паваротти.
Классификацию певческих голосов придумали в Италии, как и многие другие музыкальные термины. Мужские голоса делятся на 3 категории:
Анна Нетребко.
У женщин голос более высокий, звонкий, пронзительный. Тембр исполнительниц прекрасного пола делится на 3 категории:
Показатели диапазонов условные. Практически не существует исполнителей, тембр которых идеально вписывается в указанные рамки. Значения усредненные, они могут немного отклоняться в одну или обе стороны нотного стана. Многие профессиональные вокалисты без проблем исполняют партии вне своего тембра – да, им приходится прикладывать некоторые усилия, но выход за рамки привычного диапазона не является чем-то невозможным. Все в ваших руках!
Самый удобный участок звукового диапазона называется тесситура. Но его невозможно определить со 100% вероятностью, если вы только начали заниматься вокалом. Первым делом необходимо приблизительно оценить, в каких именно тональностях петь удобней всего. Провести анализ можно двумя способами.
Понадобится фортепиано или синтезатор. Если инструмента нет под рукой, воспользуйтесь мобильным приложением, имитирующим клавиатуру пианино. Важно расслабиться, настроиться на пение, не думать о посторонних вещах. Вокруг должна быть тишина.
Действуйте следующим образом:
Осталось самое простое – посчитать количество белых нот между доступными нижней и верхней. Это и есть ваш диапазон голоса. В среднем у новичка насчитывается 10-11 нот (не считая полутонов), что равняется полутора октавам. Исходя из полученных данных, определяется тембр – достаточно ознакомиться с классификацией выше.
Существуют мобильные приложения, с помощью которых можно довольно точно определить тесситуру. Вот популярные сервисы:
Как показывает практика, многие начинающие вокалисты пытаются выпрыгнуть за рамки своих возможностей, считая, что чем шире диапазон звучания, тем лучше. Однако от природы у большинства людей тесситура составляет максимум полторы октавы. Поэтому при определении диапазона голоса обязательно учитывайте следующее:
Научиться петь для души можно самостоятельно. Но даже в этом случае для определения певческого диапазона лучше обратиться к специалисту. Это может быть как преподаватель вокала, так и врач-фониатр. Доктор может определить вашу тесситуру, просто взглянув на связки! У каждого тембра свои физиологические признаки. Обладатели высокого голоса имеют короткие, тонкие связки. Если же они толстые, длинные, у человека однозначно будет низкий тембр.
Обращение к профессионалу – это лучшее вложение в собственное обучение вокалу. Преподаватель не только точно определит ваш певческий диапазон, но и подберет упражнения, которые укрепят мышцы связочного аппарата, научат контролировать звучание, расширить тесситуру.
Для усовершенствования вокальных данных занятия должны быть регулярными. С каждым упражнением, каждой пропетой нотой укрепляются не только голосовые связки, но и другие мышцы, задействованные в процессе пения. При постановке голоса нужно действовать максимально осторожно: нельзя переусердствовать, иначе есть риск повредить связочный аппарат и вовсе остаться без голоса. И это еще раз говорит о том, что обучаться вокалу лучше под контролем профессионала, чтобы не совершать типичных ошибок новичков.
© 2013-2022 «Музыкальная школа-студия SOUL».
Все права защищены.
Вы можете записаться в музыкальную школу, заполнив приведенную ниже форму, и мы с вами свяжемся.
Вы можете записаться в музыкальную школу, заполнив приведенную ниже форму, и мы с вами свяжемся.