Улица 1905 годаПресненский Вал д.5
+7 903 729 23 86 Заказать звонок
  • SOUL
  • Блог
  • Разновидности голосов в вокале: тембр и диапазон у мужчин и женщин

Разновидности голосов в вокале: тембр и диапазон у мужчин и женщин

Наталья Полякова

02 февраля 2022
Бас, тенор, альт, сопрано — каждый знает, что эти звучные термины итальянского происхождения определяют виды голосов в пении. Но пение и вокал — понятия не совсем тождественные. Вокал — вид исполнительства, основанный на искусстве владения голосом. Он может быть певческим и разговорным. Певческий вокал характеризуется более длительным звучанием и более точной высотой гласных звуков. Это умение подразумевает правильное использование певческих способностей, природных или приобретенных вокальных данных. Что собой представляют вокальные данные? Это вид голоса, его тембр, диапазон. Расскажем, сколько разных видов выделяется в современной музыке, и рассмотрим подробнее каждый из них.

Какими бывают певческие голоса

Классификация голосов в пении основывается на их высоте, тембре и напрямую зависит от пола исполнителя. Впервые разделение певческих голосов было закреплено в XIV веке. Но выделенные в эту эпоху басы, тенора, сопрано и альты относились только к мужским и детским голосам. Поскольку на заре своего возникновения вокальное искусство было неразрывно связано с церковью. Женщины, в силу их общественного положения, к пению не допускались.

Не изменилась ситуация и с появлением оперы, ознаменовавшей трансформацию пения в светское искусство. Лишь спустя 3 столетия, в середине XVII века, начали появляться первые исполнительницы женского пола, за голосами которых закрепились термины альт и сопрано.

Впоследствии градация человеческих голосов совершенствовалась, в числе характеристик стали учитывать тональность, тембр, тесситуру (вокальный диапазон). Но главным классификационным признаком остался пол вокалиста.

Виды мужских голосов в пении

Если расположить разные мужские голоса в порядке убывания — от самого высокого к самому низкому тембру, то первую строчку займут тенора, затем баритоны и басы.

Тенор

Самый высокий вид мужского вокала, высотный диапазон которого включает ноты малой и первой октав. В переводе с латинского термин tenor означает “непрерывное движение, продолжение, течение”.  Это самый распространенный вид мужского певческого голоса, для которого характерен сильный верхний регистр, гибкость, высокая подвижность.

Источник: YouTube. Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас.

Обладатели такого голоса легко берут высокие ноты, их диапазон охватывает ноты двух и более октав. Им же лучше всего дается пение фальцетом. Фальцет (или фистула) — верхний головной регистр, который звучит максимально тонко, высоко, но мягко и менее наполнено, чем основной голос.

Среди всех видов мужских голосов, тенор обладает наибольшим количеством разновидностей:

  1. Контртенор — один из редчайших видов. Очень высокий мужской голос, высоту которого можно сравнить с женским контральто или меццо-сопрано. Охватывает диапазон от “до” малой октавы до “си” второй. Это скорее не тип голоса, а техника пения. Контртенорами чаще всего становятся баритоны, уверенно поющие в фальцетном регистре. Один из ярчайших представителей — Фернандо Лима.
  2. Альтино-тенор — еще один достаточно редкий тип голоса, разновидность лирического тенора с хорошо развитым верхним регистром. Диапазон достигает ноты “фа” второй октавы. Это светлый, звонкий, легкий тенор с серебристыми переливами. Для тенора-альтино написана партия Арлекина в «Паяцах» Леонкавалло.
  3. Лирический тенор — подвижный, мелодичный, певучий тембр, характеризующийся легкими колоратурами и диапазоном от “до” первой октавы до “до” третьей. Яркий пример лирического тенора — итальянец Алессандро Сафина с его знаменитым хитом “Luna”.
  4. Лирико-драматический тенор — своего рода промежуточная ступень между лирическим и драматическим тенором. Он лишен легкости и женственности лирического, но вместе с тем не обладает характерной для драматического насыщенностью и силой. Знаменитый пример лирико-драматического тенора — Александр Градский.
  5. Драматический тенор — один из самых впечатляющих тембров, который характеризуется мощью, объемом, широким динамическим размахом. В операх посредством драматического тенора раскрываются сложные противоречивые характеры и образы людей с трагическими судьбами. Это Герман из “Пиковой дамы” Чайковского, Отелло из одноименной оперы Верди. 
  6. Характерный — специфический вид тенора, который чаще всего используется для исполнения коротких выразительных партий. Характер тембру придается за счет включения какого-либо фонического эффекта, например, дребезжания. Это голос подойдет для раскрытия образных персонажей — седовласых старцев, хитрецов, злодеев.

В отдельную категорию иногда выделяют так называемый вагнеровский или героический тенор. Оперы Вагнера славятся своей масштабностью. Их исполнение требует от вокалиста невероятной выносливости для поддержания мощного героического темпа на протяжении нескольких часов.

Баритон

Мягкий, бархатистый голос, для которого характерны густота звучания, наделенного мужественным благородством. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, колеблется в пределах между “ля” большой октавы и “ля” первой.

В зависимости от тембрового окраса, баритон делится на 3 подвида:

  • Лирический — высокий, яркий, подвижный, близкий по характеру к драматическому тенору, но с типичным баритональным оттенком.
  • Лирико-драматический — обладает многогранным, ярким тембром и значительной силой, подходит для исполнения лирических и драматических партий. Диапазон — от “соль”/”ля” большой октавы до “ля” первой.
  • Драматический — раскрывается в центральном регистре, в центральных и верхних участках голосового диапазона. Характеризуется более темным, объемным, сильным звучанием.

Певцам с баритоном часто поручаются партии персонажей героических и патриотических опер. Но с тем же эффектом голос позволяет раскрывать романтические и любовно-лирические образы. На эстрадной сцене баритон звучал из уст таких мэтров, как Фрэнк Синатра, Элвис Пресли и Энди Уильямс.

Источник: Яндекс.Музыка. Elvis Presley.

Бас

Такое название носит самый низкий и самый редкий певческий голос у мужчин. Диапазон звуков, которые может спеть обладающий басом певец, заключается в пределах “фа” большой октавы и “фа” первой. Как и предыдущие виды мужских голосов, бас бывает нескольких видов, каждый из которых характеризуется своими особенностями звучания. Одни из них раскатистые “колокольные”, другие — жесткие, малоподвижные. Отсюда и разнообразие характеров, которые можно раскрыть посредством такого вокала — от героических и аскетических до комических образов в музыке.

Выделяют 3 основных вида баса:

  • высокий (кантанте или бас-баритон);
  • центральный (драматический);
  • низкий (профундо).

Певцов с низким басом иногда называют октавистами из-за их способности брать низкие ноты из контроктавы. Такой голос в основном используется в хорах. Среди именитых обладателей низких мужских диапазонов — Федор Шаляпин, Чезаре Сьепи, Ник Кейв, а также фронтмен группы Rammstein Тилль Линдеманн.

Источник: Яндекс.Музыка. Фёдор Шаляпин.

Виды женских голосов в пении

Группа певческих голосов у девушек объединяет в себе 3 вида — сопрано, меццо-сопрано и контральто. Сопрано — самый высокий, а контральто — самый низкий тембр. Каждый из видов имеет свои подвиды с характерной тембровой окраской и различным  диапазоном. В списке тембровых свойств женских голосов в пении равнозначно сосуществуют легкость, прозрачность, сила и насыщенность.

Сопрано

Самый высокий тембр женского вокала. Для него характерна легкость, звонкость, прозрачность и подвижность звучания. Обладательницы сопрано с легкостью берут высокие ноты — обычный диапазон голоса включает две октавы — первую и вторую. Это певицы лирического жанра. Наиболее яркие представительницы сопрано на эстрадной сцене — Ариана Гранде, Мэрайя Кэрри, Анна Герман. На оперной — Монсеррат Кабалье, Мария Каллас, Любовь Казарновская, Анна Нетребко. 

Источник: YouTube. Анна Нетребко.

Выделяют 5 подвидов сопрано:

  1. Колоратурное — самый высокий женский голос, охватывающий диапазон от “до” первой октавы до “до” (в исключительных случаях “соль”) третьей. Это легкий, изящный голос, с серебряным верхним регистром. Колоратурное сопрано не отличается особой мощностью, но имеет свойство нестись в зал чистотой и прозрачностью звучания. 
  2. Лирико-колоратурное — сопрано более плотного, широкого звучания, подвижность которого позволяет исполнять партии как лирического, так и колоратурного типа. 
  3. Лирическое — отличается большей широтой, чем лирико-колоратурное, подвижностью, мягкостью звучания на всем диапазоне ( “до” первой октавы — “ре”/”ми” третьей). Тембрально светлый, серебристый, мягкий голос.
  4. Лирико-драматическое — еще один промежуточный подвид, для которого характерен насыщенный грудной, но в то же время мягкий тембр. В этом виде сопрано гармонично сосуществуют мягкость и сила, наполненность звучания. Очень выразительный голос, обладательницы которого с легкостью справляются с лирическими и драматическими партиями.
  5. Драматическое — сопрано с мощным, ярким звучанием, звучным верхом и наполненным средним и нижним регистром. Достаточно редкий вид женского голоса, в чем-то схожий с меццо-сопрано. Певицы с драматическим сопрано берут диапазон от “ля” второй октавы до “до” и “ре” третьей. Насыщенный драматический тембр позволяет петь на сильном эмоциональном накале.

Меццо-сопрано

Более низкий, глубокий тип женского голоса, отличающийся насыщенностью в среднем регистре. Для меццо-сопрано характерно густое, сильное звучание с диапазоном в 3 октавы — от “ля” малой до “ля” второй. Певицы с таким тембром, как правило, воплощают на сцене образы волевых, сильных женщин. Один из ярчайших характеров — Кармен в одноименной опере Бизе.

Меццо-сопрано делится на 2 подвида:

  • Колоратурное — редко встречающийся тип, в нем характерная густота и глубина сочетается с гибкостью и подвижностью.
  • Высокое — промежуточный этап между драматическим сопрано и меццо-сопрано.

Достоинства меццо-сопрано хорошо знакомы поклонникам таких именитых исполнительниц, как Адель, Мадонна, Рианна, Леди Гага, Патрисия Каас, Валерия.

Источник: Яндекс.Музыка. Валерия.

Контральто

Самый низкий из женских голосов. В хоровом пении он называется альтом. Бархатный, с насыщенным грудным тембром на всем диапазоне. Этот голос встречается реже, чем сопрано и меццо. На низких нотах контральто напоминает мужскую тональность, поэтому для этого женского вокала нередко писались мужские партии — Зибель в “Фаусте”, Ваня в “Иване Сусанине”. Рабочий диапазон контральто: “ми” первой октавы — “соль”/”ля” второй.  В списке обладательниц контральто с мировым именем такие певицы, как Шер, Эми Уайнхаус, Тина Тернер, Тони Брекстон.

Но даже такая развернутая классификация не может охватить все разнообразие женских и мужских певческих голосов, которые встречаются в природе. Есть много голосов с неясным характером, имеющим промежуточное звучание. Чаще они встречаются на начальных этапах обучения вокалистов и требуют особого внимания. Постановка таких голосов позволяет развить их в ту или иную сторону, но ситуации, когда тембр так и остается в промежуточном положении — не редкость.

Источник: Яндекс.Музыка. Amy Winehouse.

Как определить свой тембр голоса

Тембр голоса — выразительное средство индивидуальных вокальных способностей. Принадлежность голоса к тому или иному типу будет определять направление, в котором следует двигаться начинающему вокалисту, чтобы добиться успеха в этой области. Приведем простую аналогию. Занятия спортом доступны всем. Каждый желающий может научиться играть в баскетбол, в совершенстве освоить правила и тонкости игры, но людям высокого роста добиться успеха будет проще.

Самостоятельно определить, каким видом голоса вы обладаете, не имея музыкального образования, практически невозможно. Для этого нужен преподаватель вокала или профессиональный прибор — спектрометр. Классический способ определения тембра предусматривает исполнение нескольких строк (нот) музыкального произведения. Тем же способом определяется и диапазон голоса — количество нот, которые может охватить вокалист в верхней и нижней тесситуре.

В отличие от разговорного диапазона, данного человеку с рождения и не поддающегося изменению, певческий диапазон можно расширять. Правильная постановка голоса, упражнения на дыхание, регулярная распевка, работа с артикуляционным аппаратом и мышцами шеи — все это арсенал профессиональных преподавателей вокала, с помощью которого можно развить и углубить природные данные исполнителя, устранить препятствия на пути взятия новых, ранее недостижимых нот.

© 2013-2022 «Музыкальная школа-студия SOUL».
Все права защищены.

+7 903 729 23 86

Звоните ежедневно с 10 до 22 часов

м.Улица 1905 года,
Пресненский Вал д.5